История Хора

 

Создание Хора Московской консерватории, а следовательно и Хорового класса началось за долго до открытия консерватории и целиком связано с музыкально-общественной деятельностью Н.Г.Рубинштейна, который в апреле 1860 года образовал Хор любителей музыки. Образование такого певческого коллектива диктовалось насущными потребностями концертных программ Русского музыкального общества (см. Отчет Русского музыкального общества за 1860/61 год).

«Наша цель – Хоровое пение, и мы будем домогаться  художественной отделки, верности и точности» – заявил Н.Рубинштейн в 1865 году, за год до открытия консерватории. (см. В.Ф.Одоевский Музыкально-литературное наследие  М. 1956 г. стр 292-293).

С первых лет существования Московской консерватории были заложены основы хорового пения. Учащиеся классов пения должны в обязательном порядке петь в хоре РМО: К пению в хоре привлекались также  и ученики фортепианных и оркестровых классов. Хоровой класс в консерватории, готовивший учеников к участию в профессиональных Хорах, начинался с переходом ученика в класс гармонии. Вел его Н.А.Губерт (см. Московская консерватория 1866-1966 М. 1966 стр. 38)

В Хоре консерватории  в свое время пели великие российские музыканты – в частности С.В.Рахманинов, А.В.Нежданова, Н.А.Обухова, Е.Ф.Гнесина.

Хор консерватории постоянно принимал участие  в совместных концертах Русского музыкального и Русского хорового обществ. С организацией высшего дирижерско-хорового образования в Московской консерватории в 1923 году Хор и Хоровой класс начинает выполнять обширные художественные и учебно-просветительские задачи, воспитывая профессиональные дирижерские и хормейстерские  кадры.

Уже в 1924 году состоялись первые выступления Хора консерватории под управлением дирижеров М.М.Ипполитова-Иванова и К.С.Сараджева с программами сочинений  М.Мусоргского, С.Рахманинова, и других русских композиторов.

В разные времена хором руководила целая плеяда выдающихся хормейстеров, воспитанных блестящей школой  мастеров Синодального Училища во главе с Н.М.Данилиным и П.Г.Чесноковым: Г.А.Дмитревский, В.Г.Мухин, К.М.Лебедев, В.Г.Соколов, Б.Г.Тевлин, Б.М.Ляшко.

За время руководства Консерваторией Н.Рубинштейн исполнил  с оркестром и хором многие шедевры мировой классики -  Реквием Моцарта, кантаты И.С. Баха, отрывки из мессы си-минор и « Страстей по Матфею» И.С. Баха, эпизоды Ораторий Генделя, Гайдна, Шумана, Берлиоза, Брамса (см. Моск. Конс. 1866-1966 М-1966 ст. 54-55). Большим событием 1869 года явилось исполнение «Ивана Сусанина».

В 1871/72 Силами учащихся консерватории была исполнена опера Глюка «Орфей». Хор, подготовленный Н.А.Грубером состоял из учеников консерватории классов пения. (см. там же стр. 97)

16 марта 1879 года на сцене Малого театра состоялось историческое исполнение оперы Чайковского «Евгений Онегин» Хор состоял из сорока восьми человек - учащихся консерватории…(см. там же стр. 105)

В 80-е годы усилиями Танеева значительно укрепляется Хор и Оркестр консерватории, что позволило консерватории выступать с собственными сложными концертными программами. (см. там же стр. 158-159)

Под управлением С.И.Танеева и К.С.Сафонова Хор постоянно участвовал в исполнении оперных спектаклей и оперных фрагментов -  «Руслан и Людмила» Глинки, «Фаворитка» Доницетти, «Риголетто» Верди, «Русалка» Даргомыжского, «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» Моцарта.

С.И. Танеев довел качественный состав Хора Московской консерватории до ста двадцати четырех человек.

Известный дирижер, профессор консерватории К.С.Сараджев, характеризуя вклад Танеева в совершенствование творческой и учебной работы коллективных классов, писал:

«…В основание занятий с оркестром и Хором был положен кардинальный принцип – воспитывать, развивать оркестровую и Хоровую массу учащихся, знакомя её с образцами  классической литературы, в том числе с капитальными, редко исполняемыми произведениями  Палестрины, Баха, Гайдна, Моцарта, Генделя Бетховена. Эти занятия, которые никогда не были «Репетициями для дирижера», сопровождались ясными, сжатыми и очень точными объяснениями как технически – теоретического, так и обще эстетического и историко - биографического характера».

(С.К.Сараджев. Сергей Иванович Танеев. «Листки воспоминаний» Музыка 1915 г. 21 ноября, № 233) Крупными событиями 90х годов явились исполненные под управлением Танеева Генделевских ораторий «Самсон» и «Израиль в Египте».

Совершенствование работы Хора-хорового класса – продолжалось при управлении консерваторией  В.И.Сафонова.

Все учащиеся пели в консерваторском хоре

«Сколько удовольствия, - рассказывает С.Н.Василенко, - доставляло посещение Хорового класса!... Мы были басами, тенорами и благодаря безукоризненной музыкальности играли первенствующую роль – запевал. Сафонов так и называл нас – «Моя Хоровая гвардия» Сколько крупных хоровых сочинений мы пропели и поэтому изучили их, так сказать, насквозь».

(С.Н.Василенко. Из моих воспоминаний. Цит. По книге. Московская Консерватория. 1866-1966. Стр. 193).

Хор Московской консерватории постоянно принимал участие в совместных концертах Русского музыкального и Русского хорового общества, что особо проявлялось при М.М.Ипполитове-Иванове и С.Н.Василенко.

По поводу исполнения крупных вокальных произведений Ипполитов-Иванов писал в своих мемуарах: «Исполнение ораторий и в особенности кантат Баха, прекрасно дисциплинирует массовые классы, Хоровой и оркестровый, и воспитывает вокалистов в смысле ритмической отчетливости, ясности фразировки и чистоты стиля, освобождая исполнение от театрального пафоса» (см. М.М.Ипполитов-Иванов. 50лет Русской музыки в моих воспоминаниях. Гос. Муз. Изд-во 1934 стр. 160).

В 1914 и 1915 годах исполнение «Страстей по Матфею» Баха и «Реквиема» Моцарта указывает на глубоко серьезную работу Ипполитова-Иванова в Хоровом классе.

С присоединением к консерватории Народной Хоровой академии (бывшего Синодального училища и хора) в 1923 году значительно расширяется учебная и творческая деятельность  Хора - Хорового класса – консерватории.

18 мая 1924 года в Большом Зале Консерватории в концерте в связи со столетием В.В.Стасова Хор п\у М.М.Ипполитова Иванова и К.С.Сараджева исполнил хоры Мусоргского «Иисус Навин» и «Поражение Сеннахериба»

К Руководству Хора привлекаются выдающиеся мастера хорового дела – П.Г.Чесноков – 1924-1926 годы. Заметным событием этих лет явилось участие Хора в исполнении оперы Римского-Корсакова «Царская Невеста» (Хор насчитывал 55 человек).

Период с 1923 по 1932 год является во многом периодом поиска новых методических направлений в области идеологического содержания учебного и исполнительского репертуара хорового класса.

В эти годы в ведение консерватории передается Хор Пролеткульта в составе 80 человек, получивший название «Показательный хор консерватории», которым руководит Н.М.Данилин.

Концертные и учебные программы включали в себя Революционные, массовые, народные песни при некотором количестве Хоровой классики. Этот хор п/у Н.М.Данилина за небольшой период существования достиг высокого художественного уровня (см. Московская консерватория. 1866-1960. М. 1966 стр. 527).

В 1931 г. Под руководством Н.М.Данилина организуется хор из студентов инструкторско-педагогического факультета, рабфака, вечерней консерватории и вокального отдела в количестве 300-сот человек. Для подготовки программы к 50 летию со дня смерти Мусоргского.

С созданием дирижерско-хорового факультета в 1934г. И кафедры Хорового дирижирования 1932г. конкретизируются задачи хорового класса как, прежде всего, учебного коллектива работающего над выполнением дипломных программ студентов – выпускников.

Руководит хором, состоящим из Хоровиков, вокалистов, пианистов П.Г.Чесноков.

В относительно немногих концертных выступлениях этих лет прозвучали хоры Вагнера и Генделя и шла учебная работа по выработке певческой культуры студентов.

Коренное изменение содержания учебной и концертной работы Хора происходит с приходом к управлению кафедрой и Хоровым классом Г.А.Дмитревского.  Его энергия была направлена на универсальную организацию факультетского Хора, выработку в  Хоровом классе профессионально - художественных исполнительских качеств, где окончательно формируется творческое лицо и облик студента хорового исполнителя и дирижера.

«Хор – это основная, главная лаборатория, воспитывающая хоровых деятелей – профессионалов» (см. К.Дмитревская. Г.А.Дмитревский. Очерк жизни и творческой деятельности. М.1959 стр.17-18)

Г.А.Дмитревский поднял исполнительский уровень Хора консерватории до высокого профессионализма, и вывел его на концертную эстраду.

После долгого забвения в программах концертов Хора зазвучали произведения Баха, Грига, Танеева, Чайковского.

После Великой Отечественной войны активизируется жизнь и работа Хорового класса; продолжаются выступления Хора как в государственных экзаменах, так и в концертах. К управлению хором приходит декан факультета В.П.Мухин с 1946 года, заведующий кафедрой Хорового дирижирования с 1951 года.

Совместно с оркестровым классом Хор исполняет новые крупные сочинения современных композиторов – В.Я.Шебалина – Кантату «Москва», Н.Я.Мясковского – «Кремль ночью», С.С.Прокофьева  - кантату «Здравица».

В.П.Мухин имевший ещё вокальное образование, развивал в студенческом Хоре методические принципы русской певческой школы, и свой опыт изложил в ценном исследовании «Вокальная работа в Хоре» (см. сб-к статей «Работа в Хоре» М. 1960 г.).

1957-1960 годы руководителем Хора и Хорового класса назначается В.Г.Соколов, опытный мастер работы с профессиональными и любительскими Хорами. Значительно расширился репертуар программ выпускников и сольных концертов Хора, из сочинений русских классиков и Хоров современных отечественных композиторов. Впервые Хор приглашается принять участие в монументальных общественно-музыкальных мероприятиях – «Праздниках песни» в Москве.

С 1960 по 1966 годы руководство хором и хоровым классом возложено на профессора К.М.Лебедева.

Основными задачами Хорового класса стали подготовка программ студентов – выпускников к Государственным экзаменам. Это было время определенных поисков и экспериментов форм обучения. Так в 1964 – 1965 учебном году заканчивали консерваторию сразу два курса – 4й и 5й , и на Хор легла двойная нагрузка. К счастью подобный эксперимент оказался несостоятельным.

К 100-летнему юбилею консерватории Хор под управлением К.М.Лебедева подготовил и исполнил 7 марта 1966 года в Большом Зале сложную и разнообразную программу из русской классики и сочинений современных композиторов – прозвучали Хоры Чайковского, Танеева, Василенко, Чеснокова, Свешникова, Шебалина, Свиридова, Коваля, Щедрина (см. Л. Тенета-Бартенева. Лебедев К.М. Очерк о жизненном и творческом пути (1909-1985 г.г.) М. 2002 стр 84)

С 1966 по 1979 годы с Хором-Хоровым классом опять работал профессор В.Г.Соколов, подготовивший более десяти выпусков студентов – Хоровых дирижеров. В программы Государственных экзаменов в Малом зале уже включались сочинения не только русской и зарубежной классики, но и сочинения Стравинского, Хиндемита, Онеггера, Пуленка, Орфа и др.

Большим событием этих лет явился выпуск видеофильма по заказу министерства культуры СССР «Поющие дирижеры» (Центрнаучфильм 1974 г.) и участие в международном фестивале современной музыки «Московская Осень» 1978г.

1979 – 1991 годы руководством Хором – Хоровым классом – профессором Б.Г.Тевлин.

Под его управлением  впервые началась широкая исполнительская деятельность коллектива в стране и за рубежом – в Венгрии, Польше, Франции, Германии.

Хор стал постоянным участником Международного фестиваля современной музыки «Московская осень». Значительным успехом этих лет стало исполнение монографических программ: «Двенадцать хоров» ор.27 С.Танеева на стихи Я.Полонского, «Десять Хоровых поэм» Д.Шостаковича, симфонические хоры М.Мусорского,  антологии Хоровых сочинений Р.Щедрина.

В 1991-1995 г.г. Хором – Хоровым классом руководил профессор Б.М.Ляшко. Из крупных работ этого времени следует отметить кантату С.Танеева «Иоанн Дамаскин», «Немецкий реквием» И.Брамса, «Te Deum» Дж. Верди. В 1993 году Хор гастролировал в Германии.

С1996 года, Хор и работу Хорового класса возглавляет профессор С.С.Калинин – опытный педагог и практик – декан дирижерского факультета (1996-2014г.) Заведующий кафедрой Хорового дирижирования с 2007г. долгие годы работавший в Гос. Хоре СССР п/у А.В.Свешникова.

В основу всей работы руководителя и студентов закладываются устойчивые принципы профессионального универсального воспитания будущего дирижера Хора, способствующие полному и широкому развитию музыкальных способностей студентов, знания теоретических основ профессии и приобретения крепких практических навыков.

В связи с увеличением концертной работы Хора, утверждается точное разграничение функций и названий.

Хор Московской консерватории  - концертный коллектив, занимающийся исполнительской деятельностью, и Хоровой класс, где происходят практические занятия студентов и выступления со студентами – выпускниками  в Государственных экзаменах.

Хор принимает участие во многих общеконсерваторских мероприятиях, выступает в абонементах – «Выдающиеся деятели русской музыкальной культуры», участвует в фестивалях – «Московская осень», «Душа Японии», «Памяти Игоря Стравинского», «Магутны Божа» (республика Белорусия), «Международный конкурс духовной музыки – Гродно 2013 г. – Гран При», Конкурс православной музыки – г. Хайнувка – Польша -2014г. – Гран При», Всероссийский фестиваль «Гармония и мир».

Хор неоднократно приглашался на международный музыкальный фестиваль «Апрельская Весна» г.Пхеньян КНДР. (2003г. Гран При и семь золотых медалей)

 

2006г. – Гран При, 2012 – Гран При и победа в четырех номинациях. Награды хора находятся в музее им Н.Г.Рубинштейна в консерватории.

В ноябре 2008г. Хор выступал в США с программой Русской музыки и исполнением кантаты К.Орфа «Кармина Бурана» совместно с Хором университета Монклер.

В репертуаре Хора многие выдающиеся шедевры мировой музыкальной культуры, – Месса h-moll И.С.Баха, «Реквием» Моцарта, Верди, Мессы И.Гайдна, 9 симфония Бетховена, «Немецкий реквием» Брамса, 9 симфония Малера, Оратория Мендельсона «Илия» (Записана на CD SMC CD0093/94), кантата Бриттена «Святой Николай», «Симфония псалмов» И.Стравинского, Реквием В.Сильвестрова.

Важнейшим направлением и приоритетом в работе Хора остается исполнение русской Хоровой классики a’capella и крупных вокально-симфонических произведений, -  П.Чайковского, С Танеева, Н.Римского-Корсакова, А.Аренского, А.Гречанинова, А.Кастальского, П.Чеснокова, М.Мусоргского, Ю.Шапорина, Д.Шостаковича, С.Прокофьева, а так же сочинения современных композиторов – Н.Сидельникова, Р.Леденева, Р.Щедрина, А.Шнитке, В.Кикты, Ю.Буцко, А.Ларина, В.Калистратова, Ю.Потеенко, Ю.Тихоновой, А.Вискова.

Под управлением С.Калинина Хор МГК осуществил мировые и российские премьеры крупных вокально-инструментальных сочинений  Ю.Буцко (кантаты «Песнослов», «Литургическое песнопение», ораторию «Канон ангелу Грозному Воеводе и Хранителю»). Н.Сидельникова (оратория «Смерть Поэта», кантата «Сычуанские элегии»), А.Скарлатти – «Месса Св. Цецилии, Дж. Перголези «Римская месса».

В 2009 году Хор подготовил к и исполнил программы к юбилеям великих русских композиторов: Н.А.Римского-Корсакова (165 лет со дня рождения) и М.П.Мусоргского (170 лет со дня рождения)

С Хором работают известнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Г.Рождественский , В.Ашкенази, К.Аббадо, Х.Риллинг, В.Синайский, К.Аренг, А.Мустонен, В.Полянский, В.Понькин. А.Лазарев.

Введена постоянная практика проведения мастер-классов педагогов кафедры, а так же авторитетных мастеров хорового дела – профессором Чеславом Фройдом – (Польша) 2011г. Народным артистом Украины профессором Евгением Савчуком – Украина 2012 г. Народным артистом СССР, Профессором Владиславом Чернушенко – Россия Санкт-Петербург 2013г. Профессором Майклом Шасбергером – (США) 2014г.

Хор МГК под управлением  С.Калинина постоянно участвует в общественно – просветительской деятельности, выступая перед ветеранами войны и труда, в воинских частях, в домах для престарелых и инвалидов, в университете музыкальной культуры Московской консерватории и в других городах страны. Высокий исполнительский уровень позволяет Хору участвовать в Абонементах и отдельных концертах Московской Филармонии.

С 2013 года в связи с 90 – летием Кафедры Хорового дирижирования профессор С.Калинин с Хором МГК проводит «Международный Хоровой конгресс» с приглашением учебных и любительских Хоров России и Зарубежья.

 

 

 

 

Литература:

- Московская консерватория 1866 - 1966. М. 1966.

- Хоровой класс. – Программа. Сост. С.С.Калинин научно-издательский центр. «Московская консерватория» Москва 2009.

Записи: SMC CD0093/94 Felix Mendelsson – Bartoldy «Elias» солисты, Хор, оркестр МГК дирижер Г.Рождественский – 2007г.

- Moscow conservatoire choir – SMC CD 0116 – 2011г. дирижер С.Калинин

- Видеофильм «Поющие дирижеры» Центрнаучфильм. 1974г.